1.4. ПРАВО НА ДОСТУП К
ИНФОРМАЦИИ Если право распространять информацию отечественные СМИ худо-бедно отвоевали, то за право беспрепятственно получать её ещё предстоит побороться.
Надо воздать должное Государственной Думе (созыв 1993-95 годов), принявшей 25 января 1995 года Федеральный Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации». По этому правовому акту рядовой совершеннолетний гражданин России стал мало чем отличаться от любого журналиста, поскольку закон явился механизмом, приводящим в действие пункт 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". [37] Закон возвёл в ранг пользователей, а так же уровнял в правах граждан, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и общественные объединения. Закон уточнил:
· перечисленные пользователи имеют право на доступ к государственным информационным ресурсам;
· список сведений о лицах, предметах, явлений, фактах, событиях и процессах (независимо от формы их предоставления), которые запрещено относить к информации с ограниченным доступом, в частности:
"законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а так же права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населённых пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребности населения, за исключения сведений, отнесённых к государственной тайне;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимые для реализаций прав, свобод и обязанностей граждан"; [38]
в) право пользователя не обосновывать необходимость получения информации, а также возможность обжалования в судебном порядке действия должностных лиц, уклоняющихся от представления запрашиваемой информации.
«Закон об информации, информатизации и защите информации» ответил на вопрос: что есть служебная тайна (таковую он называет информацией с ограниченным доступом). Государственной тайне посвящен одноимённый закон. В этой работе мы не будем останавливаться на нем, поскольку проблемы государственной тайны заслуживают специального исследования.
Отметим еще, что до сих пор не создан закон о коммерческой тайне. Конечно, его отсутствием прикрываются многие коммерческие структуры. Однако, многим журналистам (и просто гражданам) не мешало бы знать, что ещё в декабре 1991 года Правительством РСФСР было принято Постановление № 35:
«О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» [39] В нем указывалось, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:
1. учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
2. документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
3. сведения по установленным формам отчётности финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;
4. документы о платёжеспособности; сведения о численности, составе
5. работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
6. документы об уплате налогов и обязательных платежах; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдения безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющих вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;
7. сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционер обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны предоставлять сведения, перечисленные в пунктах 1 (мы его привели выше) и 2 настоящего постановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.
В понятие "других юридических лиц, имеющих на это право", можно смело отнести и представителей СМИ. Впрочем, с принятием новой Конституции и "Закона об информации" список, имеющих право доступа к информации, не носящей признаков коммерческой тайны, пополнится и обычными гражданами.
Надо отметить, что законодательный опыт Российской Федерации оказался прогрессивнее таких демократических стран как Великобритания и Германия, представители которых заявили на Совете Европы, что доступ к информации "скорее относится к сфере административной деятельности, а не прав человека". [40]
Декан факультета журналистики МГУ Я.Засурский, представлявший интересы Российской Федерации в Совете Европы, не согласился с мнением представителей Великобритании и Германии, и поддержал своего шведского коллегу, считавшего, что необходимо принять Конвенцию о праве на доступ к официальной информации (не только журналистов). "В итоге, в Совете Европы возобладало мнение о необходимости Конвенции, над проектом которой будет работать группа специалистов". [41]
Проблема доступа журналистов к информации остаётся актуальной и до сих пор. В последнее время оно привлекает всё более пристальное внимание не только практиков и теоретиков журналистики, но и юристов, политологов, специалистов в области современных информационных технологий.
Объясняется этот интерес тем, что прошедшее десятилетие со всей отчетливостью показало, что между нашими правами, зафиксированными в основном законе, других законодательных актах, и возможностью эти права реализовать - огромная разница.
Жизнь грубо продемонстрировала разницу между понятиями "право на информацию" и "получение информации". Оказалось, что между первым и вторым находится множество барьеров - правовых, финансовых, организационных, технических, которые стоят на пути реальных возможностей получения информации.
Руководитель Комиссии по свободе доступа к информации (КСДИ) И.Дзялошинский считает, что "большая часть этих барьеров воздвигнута сознательно с целью сегрегировать граждан на группы, различающиеся по представленным им возможностям получать такой важнейший в современных условиях жизненный ресурс, как информация, без которой невозможно принятие обоснованных и эффективных решений по поводу жизни личности, общества и государства. Лишенные точной и своевременной информации индивиды и социальные группы вынуждены принимать стратегию развития общества и государства, которую им предлагают те, в чьих руках власть, в том числе и над информационными ресурсами". [42]
В заключении хотелось бы процитировать отрывок из статьи астраханского политолога М.Г.Валиева "Астрахань: Победила партия личной власти губернатора", опубликованной в московской газете "Современная Россия" в первом номере 1998 года:
"В ходе предвыборной кампании и даже в день выборов случалось всякое. Будь в области действительно независимые СМИ, астраханцы узнали бы о возросшей благотворительности некоторых будущих законодателей, от имени и по поручению которых разносили и раздавали при встречах всевозможные кульки и пакеты...
Но желания у наших СМИ собирать такой материал нет и не будет. Ведь кому-то из них нужны дотации из бюджета, у кого-то в соучредителях органы власти. Да что говорить о местных - в области уже нет собкоров центральных СМИ. Так что власть - она везде и во всем власть.
Не дано кремлевской Администрации найти управу на администрацию любого региона, пока не закончится формирование гражданского общества, пока не сформируется "средний класс", пока не появятся СМИ, зависящие от партий и движений. Вся пресса не должна быть подконтрольна власти. Иначе - тоталитаризм, олигархия, плутократия. И именно такой тип власти грозит нашей стране". [43]
Мнение политолога во многом подтверждается фактами, изложенными в этой работе.
[37] Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.; 1994, с. 92.
[38] Законодательство о средствах массовой информации: Сборник документов. Дальше сноски по этому изданию. - С. 105.
[39] Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", текст постановления опубликован в Собрании постановлений Правительства Российской Федерации, № 1-2, 1992 г., ст. 7
[40] Свобода информации и ответственность: Материалы научно-практической конференции, М, 1996. с.5.
[41] Там же. М.; 1996. С. 19-21.
[42] Российская журналистика: свобода доступа к информации. - М.; 1996, с.
[43] Валиев М. Астрахань; Победила партия личной власти губернатора. газ. "Свободная Россия", 1998, № 1, с. 8.
Далее
К списку работ
|